Учебный курс

Проблемы безопасности европейской интеграции

Содержание курса

Лекционные занятия

Тема 1. Теория безопасности

Понятие «безопасность» в международных отношениях, элементы, уровни, виды безопасности. Безопасность в теории международных отношений. Концепции обеспечения безопасности: баланс сил, баланс угроз, коллективная безопасность, всеобщая безопасность, кооперативная безопасность, теория демократического мира, концепция человеческой безопасности. Изменение среды международной безопасности в современных международных отношениях.

Тема 2. Теория интеграции

Признаки, задачи, основные стадии, принципы, противоречия интеграции.  Предпосылки европейской интеграции. Теории интеграции: федерализм, неофункционализм, теория коммуникации, межправительственный подход.

Тема 3. Копенгагенская школа безопасности

Теория секторов. Теория секьюртизации. Теория регионального комплекса безопасности.

Тема 4. Европейский региональный комплекс безопасности

Формирование европейского РКБ. Проблемы безопасности периода холодной войны. Повестка дня безопасности после холодной войны в странах Западной Европы. Повестка безопасности в странах Восточной Европы до и после вступления в ЕС. Европейская стратегия безопасности и национальные повестки безопасности в 2000-х гг. Сотрудничество ЕС в сфере безопасности с Норвегией, Исландией, Швейцарией.

Тема 5. Периферия европейского РКБ

Балканский субкомплекс европейского регионального комплекса безопасности: история формирования и развитие субкомплекса в XX-XXI вв. Турция и ее влияние на европейскую безопасность. Внешнее окружение ЕС: проблемы безопасности и политика соседства: страны Магриба и Леванта, Восточная Европа и Россия. Украинский кризис и европейская система безопасности.

Практические занятия 

Презентации

Представление докладов и презентаций по Стратегиям европейской безопасности 2003, 2016 гг. 
Анализ Стратегий предполагает выявление проблем безопасности ЕС, механизмов их нейтрализации, степени соответствия национальным повесткам безопасности членов ЕС.
Занятие предполагает дискуссию по итогам представленного доклада, с использованием методов  «мозгового штурма» и case studies.

Дебаты

В ходе проведения занятий обучающиеся участвуют в дебатах по актуальным проблемам обеспечения региональной безопасности. Подготовка к занятию предполагает знакомство студентов с научной и учебной литературой, а также документами по теме занятия. В дебатах участвуют, как правило, двое обучающихся, отстаивающих противоположные точки зрения. Механизм проведения дебатов предполагает три этапа:

1. Высказывание собственной позиции,
2. Вопросы и ответы со стороны оппонента,
3. Вопросы аудитории.

По итогам дебатов аудитория определяет сторону, чьи аргументы были более убедительными.

Тематика дебатов:

1. Интеграция ЕС: за и против.
2. Россия и ЕС: партнеры или противники?
3. США и ЕС: надежное партнерство?
4. Миграция в ЕС: угроза или благо?

Методические рекомендации для проведения дебатов:

Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Смирных Е.В.
Технология «дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2011. 119 с.

Критерии оценки:

Знание содержания курса — 50%,
Присутствие на практических занятиях и лекциях — 10%,
Активность на практических занятиях и лекциях — 10%,
Качество работы (докладов, презентаций, анализа источников, аргументация собственных позиций) — 30%.